Размышления о миазмах

М.В.Гаевская
(Санкт-Петербург)

Любой практикующий гомеопат в своей работе рано или поздно сталкивает­ся с этой проблемой. Позади процесс формулировки жалоб, распознавания симп­томов, реперторизации и выбора единственно необходимого препарата - симилии. Нарушение жизненной силы пациента и дух лекарства встретились. Наша миссия посредника и переводчика с языка симптомов на язык лекарственных патогенезов в ходе сложных переговоров человека с миром природы завершена. Можно отойти в сторону и любоваться теми позитивными изменениями, ради ко­торых и организовывалась эта встреча: отсутствуют мешавшие жить симптомы, человек изменился внешне, ему стало легче взаимодействовать с окружающим миром. Но прошло какое-то время  и пациент возвращается. Исчезло ощущение гармонии, появились новые симптомы (или вернулись старые). Начинаются новые поиски препарата. Результат есть, но какой-то неполный. Вот тут-то мы и вспоминаем о миазмах.

На этот феномен обратил внимание основоположник гомеопатии Самуил Ганеман. И тогда к основополагающим трудам «Материя медика» и «Органов врачебного искусства» добавилось учение о миазмах: «Лечение хронических бо­лезней и гомеопатическая доктрина». Если первые два труда воспринимаются цельно, ложатся на душу без всяких «но», то в учении о миазмах ощущается ка­кая-то недоговоренность, то трудноуловимое, что делает это учение не таким кри­стально прозрачным. Гений Ганемана увидел этот мешающий полному взаимо­действию нарушенного жизненного принципа пациента и духа лекарства феномен и словно вынес его за скобки уже известного. Он сумел описать сценарии, по ко­торым в организме возникают новые типы помех, и назвал эти сценарии по име­нам всеохватывающих болезней, известных в его время: псоринум, медорринум, и люезинум.

В дальнейшем последователи добавят к ним туберкулинум и карцинозинум. Но это не внесёт ясности в вопрос о том, как человек подобный сценарий приоб­ретает. Ясным оказалось одно: такие сценарии формируются с первых дней жизни, или раньше, или значительно раньше.
В своей книге «Теория миазмов Самуила Ганемана» В.А. Линде анализирует размышления гомеопатов о природе миазмов. Многие из них высказывают мнение, что миазм это нечто, выходящее за пределы отдельного индивидуума.

В.А. Линде обозначает три уровня, три варианта их возникновения. Первый вариант - миазм, являющийся атрибутом вида Homo sapiens, аспект его взаимодействия с остальной Природой, следствие обособленного положения человека в мире. Это - результат противоречия между социумом, к которому принадлежит личность, и миром. Значит, причины хронического заболевания в этом случае находятся вне отдельно взятого конкретного человека. Если же вернуть на место Природы Бога, то приобретенные миазмы становятся платой за отход личности от её пути к Единому, а врожденные миазмы ставят на повестку дня вопрос о Карме. Второй вариант - миазмы могут рассматриваться изолированно от остальной природы в рамках самого человеческого общества как результат про­тиворечия между ним и личностью. При этом, вне зависимости от причины конфликта, корригирующее действие может быть оказано только на личность. Третий вариант - причины появления миазмов обнаруживаются в границах отдельного человека, то есть более или менее изолированно не только от природы, но и от общества. Речь здесь идет уже о конституциональных особенностях конкретного индивида (Линде В.А. Теория миазмов Самуила Ганемана. - Санкт-Петербург: Центр Гомеопатии. - 2001).
Во всех трёх вариантах трактовки природы миазмов хронические болезни рассматриваются не как чрезвычайное происшествие, а как атрибут обычного хода человеческой жизни, атрибут, настолько же естественный, как и здоровье (а у П.С. Ортеги - даже более естественный, чем здоровье).

Онколог-эндокринолог В. М. Дильман рассматривает главные неин­фекционные болезни как следствие процессов, обеспечивающих постнатальное развитие организма, и называет эти болезни естественными или нормальными.

Для М. Дорче миазмы - следствие накопленных предыдущими поколениями и данным индивидуумом сломов и ошибок в работе различных функциональных систем, обеспечивающих адаптацию.

Для Т. Д. Пашеро и П. С. Ортеги миазмы, в определенном смысле, различные следствия закона отклонения гомеостаза человеческого общества как единой, живой и развивающейся системы.

Но суть от этого не меняется, поскольку у всех четырех авторов вне зависимости от конкретной трактовки миазмы - естественная, закономерная и неизбежная составляющая человеческого существования (Линде В.А. Теория миазмов Самуила Ганемана).

Человек как система не существует изолированно, он является частью (функциональной единицей) множества систем. Эти множества пересекаются, входят одно в другое и взаимодействуют на разных уровнях. Но самая устойчивая и естественная система для человека - это его семейная система, его род. Можно сменить гражданство или вероисповедание (это тоже болезненный процесс), но узы родства остаются. И попытка оторваться от них, забыть болезненно отзовется на всей семейной системе. Все мы знаем о семейных страданиях, не имеющих под собой материального генетического субстрата, о семейной мигрени, язвенной болезни, гипертонии и о многих-многих других феноменах, проявляющихся в поколениях одной семьи. Например, о схожих судьбах: в одной семье почти все мужчины погибают в молодые годы и при сходных обстоятельствах, в другой - женщины разводятся в одном и том же возрасте и по сходному сценарию, и многое-многое другое.

Врач работает с пациентом как единым целым, как с индивидуальностью. И если для врача ещё важны семейная мигрень или гипертония, то поведенческие сценарии семьи пациента его интересуют уже значительно меньше. Или вообще не интересуют. С пациентом как частью семейной системы работают психологи, психоаналитики, семейные психотерапевты и священники. И вот тут бы хотелось перейти с территории гомеопатии на территорию психоанализа и системной семейной психотерапии и обратиться к порядкам любви.

Термин «Порядки любви» принадлежит Берту Хеллингеру, создателю метода системной семейной расстановки. По Хеллингеру семейная система (Род) - это живой организм, имеющий внешние границы, обусловленные узами родства, и свою Душу. Б.Хелпингер называет её Большой Знающей Душой. В Семейной системе соблюдаются архаичные законы. Ось Семейной системы - это потоки Любви (порядки любви), текущие от предков к потомкам. Там, где эти потоки прерываются, возникают болезненные завихрения, переплетения и переносы. Исключённые, забытые, выброшенные из семейной системы члены напоминают о себе повторением своих судеб или телесными симптомами, проявляющимися у позднее рожденных членов этого Рода. К забытым относятся: первые супруги (первый муж матери или первая жена отца, рано умершие или абортированные дети, преступники или умалишенные, о которых Род хочет забыть). В семейную систему могут входить и не принадлежащие Роду люди, не связанные узами родства, но те, чья смерть или имущество принесли выгоду Роду, или те, кто приобрел выгоду за счет членов Рода. Например, палачи и жертвы.

Начав практику семейной системной психотерапии, Б. Хелпингер, немец по национальности, много работал с семьями бывших нацистов, в которых наблюдал большое количество тяжелых судеб, физических и душевных недугов и суицидов. Информация о деяниях предков не исчезает, её хранит большая знающая душа Рода, напоминая о них различными болезненными проявлениями у потомков, требуя исправления (искупления, раскаяния), признания исключенных когда-то членов, осознания и принятия их судьбы (Хеллингер Б. Порядки любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий.

Пер. с нем. - Москва: Изда­тельство Института Психотерапии. - 2003; Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. Пер. с нем. Издание второе. - Москва: Издательство Института психотера­пии. - 2006).

К болезненным переплетениям и переносам в судьбах членов рода приводит нарушение таких архаичных, как может показаться, законов, как «не убей», «не укради», «чти отца и мать » и подобных. Если нарушения накапливаются, то Род болеет, угасает и может прерваться. Потоки Любви или питают и поддержи­вают Род, или мелеют и иссякают. Жизненная сила рода или накапливается, или убывает. А передать своим детям можно только то, что имеешь сам, что получил от своих родителей, что приумножил в своей жизни. А то, что растратил, уже не передашь.
Ганс Селье, создатель теории стресса называл эту жизненную энергию резервами адаптации. При рождении человек получает наследство - запас жизненной силы. Есть «неприкосновенный запас», использование которого приводит к истощению сил, болезням и смерти, и есть «маневренный фонд» резервов адаптации, из которого можно черпать и который можно пополнять (сном, едой, тренировками, образом жизни). Говоря другими словами, есть то, что принадлежит самому человеку, то, что он тратит или накапливает в процессе своей жизни, и есть то, что принадлежит его семейной системе, его Роду. Но Род состоит из отдельных людей, объединенных общими порядками любви. А потому оздоровле­ние одного члена этого множества влияет и на весь Род.

Врач работает с теми нарушениями (имеющими как соматическую, так и психическую составляющую), которые происходят в отдельно взятом человеке, стараясь, эти нарушения исправить, а симптомы подавить. Врач-гомеопат пытается исправить нарушения жизненного принципа отдельно взятого человека, обращаясь к миру Природы, используя принцип подобия. Но исправить при этом можно только то, что принадлежит самому пациенту. То, что принадлежит Роду, снова даст знать о себе, когда внешние события или образ жизни и действий человека вызовут болезненный резонанс с узлами «переплетений» и «переносов» его Семейной системы. Вернутся старые симптомы или появятся новые. И болезнь будет развиваться по опреде­ленному сценарию, который Самуил Ганеман назвал миазмом.

Итак, конфликт человека с природой — в сфере духа, конфликт человека с обществом - в сфере души, и, наконец, конфликт в пределах конституции самого человека - в сфере тела. На разрешение этого последнего конфликта и направлена деятельность врача. Но исправления нарушений Жизненного Принципа в сфере телесного будут оказывать действие и на две другие составляющие. А если эта работа ведется не с отдельным человеком, а и с другими членами его семейной системы, то эффект будет возрастать в геометрической прогрессии.

Записаться к автору статьи на консультацию
Записаться
© 2008–2024 Медицинский центр "Бенефакта"Разработка RedCorner